версия для слабовидящих

C к детям

ДОБРО

ПОЖАЛОВАТЬ!

сайт учителя-логопеда

Нагребецкой Татьяны




Справочник по логопедии

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. (Логопедия: Учебник для студентов/Под редакцией профессора Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:ГИЦ ВЛАДОС, 1998. - 680 с.)

Логопеду необходимо обладать рядом профессиональных компетенций и уметь легко и быстро ориентироваться в массе профессиональной информации, уметь находить нужный для своей деятельности материал, который мы постараемся разместить на нашем сайте.

Нарушения речи носят многообразный характер. Их различают в зависимости от степени, от локализации поражения и пострадавшей функции, от времени нарушения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития (ЗПР), слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с ранним детским аутизмом (РДА) и др. .

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения медико-биологических дисциплин, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. В основе данной классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделены и подробно описаны различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений.

Клинико-педагогическая классификация может быть представлена в следующем виде:
  • Нарушения устной речи
    1. Расстройства фонационного оформления:
      • - афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;
      • - брадилалия — патологически замедленный темп речи;
      • - тахилалия — патологически убыстренный темп речи;
      • - заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
      • - дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
      • - ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизноше-ния, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
      • - дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
    2. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
      • - алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
      • - афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Нарушения письменной речи
    • - дислексия (алексия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов чтения;
    • - дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психологических, лингвистических и клинических критериев, которые ориентированы в первую очередь на характеристику специфических проявлений различных речевых расстройств.

В 60—70 гг. в НИ ИД (ныне — И КП РАО) разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (Р. Е. Левина, 1968 г.).

Данная классификация основана на выделении, прежде всего, тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода к детям, имеющим сходные уровни овладения языковой системой. Р. Е. Левина с сотрудниками сектора логопедии разработала психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. Она строится на основе психолингвистических критериев — нарушения собственно языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации; основные расстройства речи делятся на две категории.

Схематически психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом.

  1. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):
    • - фонетическое недоразвитие (ФН); нарушение произношения фонем родного языка при их сохранном различении;
    • - фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
    • обшее недоразвитие речи (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее сторонам.
  2. Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
    • - заикание, т. е. нарушение темпо-ритмической организации речи. При заикании в ряде случаев наблюдаются проявление речевого негативизма и другие особенности речевого поведения при выраженных нарушениях коммуникации.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей недостаточной сформированностью фонематических и морфологических обобщений в устной речи, ограничением речевой практики, нарушением языковой способности в целом.

КОНТАКТЫ

Ноглики Сахалинской обл. ДОУ "Островок"

Написать нам

EMAIL : nagrebetskie@rambler.ru

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Министерство образования и науки РФ


Официальный интернет-портал правовой информации


Министерство образования Сахалинской области


ГБОУ ДПО «Институт развития образования сахалинской области»


Всероссийский образовательный портал


социальная сеть работников образования


Логопедический портал


Интернет-сообщество учителей


Мерсибо. Развивающие игры для детей.


Речевой центр Логопед плюс


Сайт МБДОУ д/с № 7 «Островок» пгт. Ноглики